Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 08.12.2014 N 8-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. № 8-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области абзаца второго пункта 7 статьи 16.1.
Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105
"Об особенностях регулирования земельных отношений
на территории Калининградской области"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием:
- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова и его представителя - Д.А. Сагитова,
- представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, - Е.К. Красновой,
- представителя Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, - Е.Ю. Гора,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области № 105).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемый заявителем абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, выступления представителей сторон П.Н. Федорова, Д.А. Сагитова, Е.К. Красновой, Е.Ю. Гора,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 6 августа 2014 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105.
Данный абзац предусматривает, что в случае, если многодетный гражданин более двух раз отказался от предоставления земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно, предложенного ему в порядке очередности, то он подлежит перемещению в конец списка граждан, подавших заявление о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Заявитель указывает, что для поддержки отдельной категории лиц, а именно граждан, имеющих трех и более детей, федеральное законодательство установило дополнительные права. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации обязывает регионального законодателя принимать законы, которые должны регламентировать в каком случае и в каком порядке граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно земельные участки. Как следует из смысла данной нормы, отмечает заявитель, региональное законодательство должно быть направлено на содействие в получении земельных участков, на создание благоприятных условий, способствующих скорейшей реализации гражданами своего права.
В то же время, по мнению заявителя, в силу оспариваемого им абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105, отказ гражданина более двух раз от земельного участка хоть и не влечет прекращение права на получение такого участка, но существенно ограничивает гражданина в праве на его получение.
Заявитель полагает, что оспариваемое им положение Закона Калининградской области № 105 не создает условий для реализации гражданами своих прав, как того требуют положения статей Устава (Основного Закона) Калининградской области, нарушает права человека и гражданина.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105 не соответствующим пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 2, подпункту 1 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15 и статье 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель П.Н. Федоров и его представитель Д.А. Сагитов подтвердили указанную правовую позицию и требования, изложенные в обращении.
Представитель Калининградской областной Думы Е.К. Краснова в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве Калининградской областной Думы, согласно которой оспариваемая заявителем норма принята в соответствии с предписаниями федерального законодательства и ему не противоречит. Отметила, что действующее федеральное законодательство относит к полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации определение порядка предоставления земельных участков многодетным гражданам. Полагает, что норма Закона Калининградской области № 105 о перемещении многодетного гражданина в случае его отказа более двух раз от предоставления земельного участка в конец списка граждан, подавших заявление о постановке на учет в целях предоставления земельного участка, служит балансу интересов граждан находящихся в начале и в конце списка.
Представитель Губернатора Калининградской области Е.Ю. Гора в судебном заседании поддержала доводы представителя Калининградской областной Думы и позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве. Полагает, что оспариваемая заявителем норма Закона Калининградской области № 105 соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, действующему законодательству, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, и только в той части, которая оспаривается заявителем. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении заявителя.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно Конституции Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72) земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 июня 2011 года № 238-ФЗ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению порядка бесплатного предоставления земли многодетным гражданам законодателю субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий Законом Калининградской области от 3 ноября 2011 года № 45 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" Закон Калининградской области № 105 дополнен статьей 16.1. "Порядок предоставления земельных участков без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей".
Законом Калининградской области от 25 апреля 2013 года № 223 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" в статью 16.1. были внесены изменения и дополнения, регулирующие правоотношения по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе, в пункт 7 введен абзац второй, устанавливающий правовые последствия отказа многодетного гражданина более двух раз от предоставления земельного участка.
Исходя из изложенного, правовое регулирование отношений, связанных с определением порядка предоставления земельных участков многодетным гражданам, установленное статьей 16.1. Закона Калининградской области № 105, осуществлено Калининградской областной Думой в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.
3. Оценивая положение абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105 по содержанию норм Уставный Суд исходит из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 25 февраля 2013 года № 193-О, от 21 ноября 2013 года № 1831-О, от 24 декабря 2013 года № 2134-О законодатель субъекта Российской Федерации располагает достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса о бесплатном предоставлении земли в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная свобода усмотрения, по мнению Уставного Суда, означает в том числе и возможность для законодателя субъекта Российской Федерации самостоятельного выбора конкретного варианта правового регулирования правовых последствий в случае, если многодетный гражданин неоднократно отказывается от предоставления земельного участка, предложенного ему в порядке очередности.
Однако при этом законодатель субъекта Российской Федерации должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О), в данном случае - многодетных граждан.
Уставный Суд отмечает, что по смыслу взаимосвязанных положений статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105, в абзаце втором пункта 7 указанной статьи под предложенными многодетному гражданину в порядке очередности земельными участками могут пониматься лишь те земельные участки, которые отвечают требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (в зависимости от вида разрешенного использования).
Только неоднократный отказ (по смыслу рассматриваемой нормы - три раза) от предоставления именно таких земельных участков влечет за собой правовые последствия в виде перемещения многодетного гражданина в конец списка граждан, подавших заявление о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105 не предусматривает в случае отказа многодетного гражданина от предоставления земельного участка, предложенного ему в порядке очередности, исключение указанного гражданина из списка граждан, имеющих право на предоставление земельных участков и, следовательно, не лишает его права на предоставление указанных земельных участков в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
По существу, оспариваемое заявителем положение Закона Калининградской области № 105 регулирует лишь порядок очередности представления многодетным гражданам земельных участков. Данное регулирование не может рассматриваться как нарушение прав указанных граждан и не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, не нарушает положения Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд не находит оснований для признания абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105, с учетом выявленного в настоящем Постановлении его правового смысла, несоответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Вместе с тем Уставный Суд полагает необходимым указать, что настоящее Постановление не препятствует законодателю Калининградской области самостоятельно осуществлять дальнейшее совершенствование правового регулирования порядка бесплатного предоставления земли многодетным гражданам, в том числе в случае, если многодетный гражданин отказывается от предоставления земельного участка, предложенного ему в порядке очередности.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------