Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2014 по делу N А21-6561/2014 <О признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 N 146, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014, площадью 7238 кв. м, по ул. Дм. Донского - ул. Горная в г. Калининграде и земельного участка с кадастровым номером 39:15:111504:19, площадью 8708 кв. м по ул. Дм. Донского - ул. Горная к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности Л-2 "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу № А21-6561/2014
Резолютивная часть решения объявлена "22" октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен "24" октября 2014 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Ковалева Е.В.
судей Иванова С.А., Ефименко С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатверян А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Юкон - Сервис" (ОГРН 1023900984535, ИНН 3906080040)
к 1) Администрация городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790),
2) Городскому Совету депутатов города Калининграда (ОГРН 1023900592385, ИНН 3903017610)
о признании в части Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" не соответствующими федеральным законам, и не действующими в оспариваемой части
при участии:
от заявителя: Первухин В.А. по доверенности, паспорту
от заинтересованных лиц:
1) сторона извещена, явка представителя не обеспечена;
2) сторона извещена, явка представителя не обеспечена;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юкон - Сервис" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация), Городскому Совету депутатов города Калининграда (далее - Совет депутатов) о признании Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением Окружного Совета депутатов г. Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29 июня 2009 года, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014, площадью 7238 кв.м., по ул. Дм. Донского - ул. Горная в г. Калининграде и земельного участка с кадастровым номером 39:15:111504:19, площадью 8708 кв.м. по ул. Дм. Донского - ул. Горная к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности Л-2 "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки", не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закону Калининградской области от 17.12.2003 № 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области", Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, и не действующими в оспариваемой части.
Заинтересованные лица и третье лицо о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителей не обеспечили, отзыв по заявленным требованиям не представили, возражений не заявили.
Информация о месте и времени судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
В ходе судебного заседания представитель Общества заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд заявление удовлетворить, сославшись на представленные в дело материалы.
Как дополнительно пояснил представитель Общества, в порядке статьи 65 АПК РФ им раскрыты и предоставлены суду все известные ему доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у него не имеется.
Заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением главы г. Калининграда от 14.12.2007 № 2874 (в редакции постановлений от 10.02.2011 № 117, от 19.01.2012 № 43) ООО "Юкон Сервис" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014, площадью 0,7238 га по ул. Дм. Донского - ул. Горная, под строительство автомобильного подъезда с улицы Дм. Донского и зоны обслуживания посетителей существующего здания автосервиса и проектируемого здания торгового центра, сроком до 04.12.2059. Предоставление земельного участка под строительство и проектирование осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта.
27.12.2007 Администрация городского округа "Город Калининград" (арендодатель), и ООО "Юкон - Сервис" (арендатор) заключили Договор аренды земельного участка № 009235 от 27.12.2007 сроком до 14.12.2010. Последующими соглашениями срок договора № 008970 от 27.12.2007 был продлен до 04.12.2059.
12.10.2004 Администрация городского округа "Город Калининград" (арендодатель), и ООО "Юкон Сервис" (арендатор) заключили Договор аренды земельного участка № 006456 от 12.10.2004. В соответствии с указанным договором ООО "Юкон Сервис" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:15:111504:0019, площадью 0,8708 га по ул. Дм. Донского - ул. Горная сроком до 02.09.2053.
Как указывает заявитель, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия, являющейся приложением № 2 к Правилам землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером 39:15:111504:19 и земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014 отнесены к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия, зоне охраняемого природного ландшафта Л-2 - "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки".
Учитывая, что указанные ограничения в использовании земельных участков не отвечают экономическим интересам Общества, полагая, что отнесения Правилами землепользования и застройки земельных участков к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия: Л-2 - "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки", не соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 23 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия заявления) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия заявления) при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно пункту 4 статьи 30 ГК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (пункт 5 статьи 30 ГК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 30 ГК РФ, виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.
Картой градостроительного зонирования городского округа "Город Калининград", являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы территориальных зон.
Согласно карте градостроительного зонирования городского округа "Город Калининград" (приложение № 1) земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014, находящийся в аренде у Общества, полностью расположены в территориальной зоне "О-1 - зона делового, общественного и коммерческого назначения".
Названная территориальная зона "О-1" предназначена для застройки административно-хозяйственных, деловых, общественных учреждений, гостиниц, физкультурно-оздоровительных сооружений, магазинов, крупных торговых центров, учреждений жилищно-коммунального хозяйства и иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Однако спорные земельные участки были отнесены к зоне с особыми условиями использования территории природного ландшафта Л-2 - "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки".
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом в силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Пунктом 3 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 г. № 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области" границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы.
Порядок подготовки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 (далее - Положение), предусматривающим, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Судом установлено, что указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историко-культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.
Согласно пунктам 13 и 14 названного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проект зон охраны объекта культурного наследия в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с пунктом 16 данного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что границы зон охраны объекта культурного наследия могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и предварительного согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Однако на дату рассмотрения спора по существу документ об установлении ограничений на использование земельных участков и объектов недвижимости в границах охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, как и сами охранные зоны, Правительством Калининградской области не утвержден.
В этой связи, при принятии оспариваемых Обществом Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" был нарушен предусмотренный федеральным законодательством порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, поскольку проект зон охраны, предусматривающий отнесение спорных земельных участков к зоне с особыми условиями использования территории природного ландшафта Л-2 - "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки", до настоящего времени не разработан, не согласован в установленном порядке с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, и Правительством Калининградской области не утвержден.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения при подготовке и принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки сделали невозможным использования земельных участков по назначению, что свидетельствует о нарушении прав Общества на застройку указанных земельных участков.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, бремя доказывания соответствия действующему законодательству оспариваемого Обществом Решения Совета депутатов об утверждении Правил землепользования и застройки, возложено на заинтересованных лиц.
Однако заинтересованные лица не представили суду доказательств, подтверждающих полное соответствие оспариваемого Обществом нормативного акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта нарушены права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Общество лишено возможности осуществлять строительство разнообразных обслуживающих и деловых объектов городского, районного и местного значения этажностью выше трех этажей на территории принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Доказательств, опровергающих данный вывод, заинтересованными лицами суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014, площадью 7238 кв.м., по ул. Дм. Донского - ул. Горная в г. Калининграде и земельного участка с кадастровым номером 39:15:111504:19, площадью 8708 кв.м. по ул. Дм. Донского - ул. Горная к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности Л-2 "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки", не соответствуют действующему законодательству, а именно: Конституции Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статье 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьям 7 и 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря № 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области", Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315.
При таком положении арбитражный суд считает указанные Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в оспариваемой части не действующими.
С учетом изложенного, заявленные Обществом требования суд находит правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.
Статья 101 АПК РФ устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, достигнутого между сторонами соглашения, судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Юкон-Сервис" - удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные Решением Окружного Совета депутатов г. Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29 июня 2009 года, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 15 04:0014, площадью 7238 кв.м., по ул. Дм. Донского - ул. Горная в г. Калининграде и земельного участка с кадастровым номером 39:15:111504:19, площадью 8708 кв.м. по ул. Дм. Донского - ул. Горная к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности Л-2 "Исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки", не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закону Калининградской области от 17.12.2003 № 344 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области", Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, и не действующими в оспариваемой части.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.
------------------------------------------------------------------