Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2014 по делу N А21-1994/2013 <О признании недействующим пункта 2.4 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 24.12.2008 N 346, в части, позволяющей определять границы придомовой территории, исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с Приказом Госстроя от 28.12.2000 N 303>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу № А21-1994/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2014 года. Решение изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Председательствующей судьи С.Н. Сычевской, судей Зинченко С.А. и Широченко Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черемискиной М.А. и помощником судьи Фетисовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "ЖЭУ № 7" (ОГРН 1083925039770; ИНН 3905605336)
к администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222; ИНН 3903016790); Городскому Совету депутатов Калининграда (ОГРН 1023900592385; ИНН 3903017610)
о признании недействующими положений Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 24.12.2008 № 346 в части
третье лицо: Комитет городского хозяйства администрации ГО "Город Калининград"
при участии:
от заявителя - Грипич Н.Н. по доверенности; Фролов А.В. по доверенности
от администрации - Скопинцева Л.Н. по доверенности
от Совета депутатов - Золов Д.А. по доверенности
от третьего лица - не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ № 7", место нахождения: 236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 1, ОГРН 1083925039770 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, Площадь Победы, 1 (далее - Администрация), и городскому Совету депутатов Калининграда, место нахождения: 236006, Калининград, Площадь Победы, 1 (далее - Совет депутатов), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующими следующих положений Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 24.12.2008 № 346:
- пункта 2.4 в части, позволяющей определять границы придомовой территории исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с приказом Госстроя от 28.12.2000 № 303;
- подпункта "а" пункта 3.6.6;
- абзаца 1 и подпункта 9 пункта 3.6.8 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанности в отношении придомовой территории, границы которой определены иным способом, кроме как на основании данных государственного кадастрового учета;
- подпункта 2 пункта 3.6.8;
- подпунктов 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8;
- подпунктов 6, 7 пункта 3.6.8, пунктов 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанность по устройству (установке) и содержанию контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов, а также контейнерных площадок в соответствии с установленными данными пунктами требованиями.
Определением суда от 08.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2014 решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2013 по делу № А21-1994/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При новом рассмотрении суду надлежит установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, оценить представленные в дело доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Общество настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Администрация и Совет депутатов заявленные требования Общества не признают, считают их, не подлежащими удовлетворению, представлены отзывы на заявление Общества.
Комитет поддерживает позицию заинтересованных лиц, считает заявление Общества, не подлежащим удовлетворению, представлен отзыв на заявление.
В судебном заседании представители Общества поддерживают требования полностью (с учетом уточнений) по доводам, изложенным в заявлении.
Представители Администрации и Совета депутатов в судебном заседании поддерживают возражения на заявленные требования Общества, просят суд отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании 11.08.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 09 часов 30 минут 14.08.2014.
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку по правилам статьи 71 АПК РФ, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 № 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград" (далее - Правила).
Общество, полагая, что отдельные пункты Правил, не соответствуют положениям статей 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), и возлагают на управляющие организации дополнительные обязанности, не предусмотренные нормами жилищного законодательства, что приведет к дополнительным расходам, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ (в редакции, действовавшей в период обращения Общества с заявлением в арбитражный суд) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ (в редакции, действовавшей до 06.08.2014) при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу являются несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
Необходимо отметить, что Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в 2013 году, судебные акты по делу, в том числе, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2014, которым дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, вынесены до начала действия новой редакции АПК РФ.
Согласно требованиям АПК РФ, в редакции, действовавшей до 06.08.2014 года, настоящее дело рассматривалось по правилам главы 23 АПК РФ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (часть 1 статьи 7, части 1, 3 статьи 43).
Аналогичные полномочия по изданию муниципальных правовых актов представительным органом - городским Советом депутатов предусмотрены и Уставом городского округа "Город Калининград" (пункт 1 статьи 40).
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Таким образом, Решение № 346 принято окружным Советом депутатов города Калининграда в пределах полномочий, предоставленных ему как представительному органу местного самоуправления действующим законодательством.
Указанное Решение № 346 опубликовано в издании "Гражданин" (специальный выпуск) № 1 от 15 января 2009 года.
Согласно пункту 1.2 Правил, они устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" (далее - города) и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Оспариваемыми Обществом положениями Правил установлено следующее:
- пункт 2.4. Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого (участка) определены на основании данных государственного кадастрового учета, или земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с планом границ, указанных в техническом паспорте, а при отсутствии указанных выше данных рассчитанный в соответствии с Приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 303, в состав которого входят площадки, сады, тротуары, внутримикрорайонные и внутриквартальные дороги и проезды;
- пункт 3.6.6. На всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, в других общественных местах должны быть установлены урны для мусора:
подпункт "а") организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда;
- пункт 3.6.8. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
подпункт 2: производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
подпункт 3: беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;
подпункт 4: сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;
подпункт 5: надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
подпункт 6: установку контейнеров для сбора ТБО, а в неканализованных зданиях - кроме того, и устройство сборников для жидких бытовых отходов;
подпункт 7: установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку;
подпункт 8: подготовку территории к сезонной эксплуатации, в том числе промывку и расчистку канавки для обеспечения оттока воды, систематическую сгонку талых вод к люкам и приемным колодцам ливневой сети, очистку территории после окончания таяния снега и осуществление иных необходимых работ;
подпункт 9: своевременное проведение работ по сгребанию и вывозу снега с придомовых территорий, а также обработку в зимний период скользких участков песко-соляной и (или) специальными противогололедными смесями;
- пункт 4.2 Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны:
подпункт 4.2.2: установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территориям несет их пользователь.
Если в одном здании, строении, сооружении или на одной территории располагаются несколько собственников (арендаторов), ответственность за организацию сбора и вывоза ТБО, содержание и уборку территории места сбора ТБО (контейнерной площадки) возлагается на собственника здания, строения или земельного участка либо на его арендатора, если это определено соглашением сторон;
подпункт 4.2.4: осуществлять содержание в исправном состоянии контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов;
подпункт 4.2.5: обеспечить свободный проезд к контейнерам, установленным на специально оборудованных контейнерных площадках;
- пункт 4.3. При отсутствии возможности оборудования контейнерной площадки для установки контейнеров допускается установка контейнеров в местах сбора ТБО по согласованию с администрацией района, на территории которого расположено место сбора ТБО;
- пункт 4.4. Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно;
- пункт 4.5. Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев. Ответственность за техническое и санитарное состояние мест сбора ТБО, контейнерных площадок, а также контейнеров и прилегающей к ним территории несет лицо, получившее согласование на использование места сбора ТБО, контейнерной площадки от администрации района;
- пункт 4.6. Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
Суд, исследовав доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, считает заявление Общества, подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества; Правила № 491), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Указанной норме корреспондируют положения, приведенные в Правилах № 491, подпунктом е) пункта 2 которых предусмотрено, что в состав общего имущества включается: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, как разъяснено в пункте 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Как указано выше, Общество оспаривает пункт 2.4. Правил в части, позволяющей определять границы придомовой территории, исходя из границ, указанных в техническом паспорте и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с Приказом Госстроя от 28.12.2000 № 303.
Учитывая, что порядок определения границ земельного участка под многоквартирным домом определен подпунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами № 491 (подпункт "е" пункта 2), следует согласиться с доводами Общества о несоответствии пункта 2.4 Правил в оспариваемой части указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Право определять границы придомовой территории, исходя из границ, указанных в техническом паспорте и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с Приказом Госстроя от 28.12.2000 № 303, не соответствует требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В связи с чем, данный пункт Правил в оспариваемой части следует признать недействующим, как несоответствующий требованиям ЖК РФ и Правилам № 491.
Следовательно, заявление Общества в указанной части подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает, что в остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Общество полагает, что оспариваемые им пункты (подпункты 6, 7 пункта 3.6.8; пункты 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6) Правил следует признать недействующими в части, возлагающей на управляющую организацию обязанность по устройству (установке) и содержанию контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов, а также контейнерных площадок в соответствии с установленными данными пунктами требованиями.
Кроме того, по мнению Общества, подпункт "а" пункта 3.6.6 (обязанность установки урн для мусора у зданий жилищного фонда); подпункт 2 пункта 3.6.8 (о проведении очистки дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, водоотводящих канав, дождеприемных колодцев); подпункты 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8 (беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения; сохранность и уход за существующими зелеными насаждениями; надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм; подготовка территории к сезонной эксплуатации); абзац 1 и подпункт 9 пункта 3.6.8 (своевременное проведение работ по сгребанию и вывозу снега с придомовых территорий); обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии Правил также следует признать недействующими, как не соответствующие требованиям ЖК РФ, Правилам № 491.
Суд считает доводы Общества в указанной части ошибочными, исходя из следующего.
В силу вышеизложенных норм права и разъяснений Постановления № 10/22, собственники помещений в многоквартирном доме, владея и пользуясь земельным участком, также несут и обязанности по содержанию придомовой территории.
Как указано выше, согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 10 Правил № 491 имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
Пунктом 11 правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
- организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
- меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
- содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования, уборку мест придомовой территории.
Таким образом, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственникам помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах эксплуатации перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Вышеназванные Правила эксплуатации устанавливают, что:
- уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.6.1);
- уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории (пункт 3.6.8);
- убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (пункт 3.6.16);
- снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок.
Кроме того, в соответствии с п. 4.1 п. 4 "Уборка населенных мест" Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
Из смысла указанных норм следует, что сбор и вывоз отходов относятся к содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Подпунктом 2.1.3 СанПиН установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Часть 2 статьи 5 ЖК РФ устанавливает, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как выше указано, пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из смысла подпункта "ж" пункта 2 Правил № 491, дождевая канализация включена в состав общего имущества в качестве элемента системы водоотведения.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса устанавливается, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 4.1.1 пункта 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Подпунктом 4.10.2.1 пункта 4.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (в том числе обеспечить бесперебойную работу дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Необходимость очистки дренажей предусмотрена также и подпунктом 4.10.2.3 пункта 4.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, указанные в оспариваемом подпункте 2 пункта 3.6.8 Правил дождевая и дренажные системы и гидросооружения на ней, водоотводящие канавы, дождеприемные колодцы и дождеприемные решетки в границах земельного участка относятся к общему имуществу, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме и их содержание является прямой обязанностью организаций, обслуживающих жилищный фонд (статья 161 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемые пункты Правил в указанной части соответствуют требованиям ЖК РФ, Правил № 491 и не возлагают на управляющие организации, в том числе на Общество, дополнительные обязанности, не предусмотренные жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления Общества в части оспаривания названных пунктов Правил.
В судебном заседании стороны пояснили суду, что ими раскрыты все необходимые доказательства по делу; иных доказательств, а также ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ № 7" (ОГРН 1083925039770; ИНН 3905605336) удовлетворить в части.
Признать пункт 2.4 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 24 декабря 2008 года № 346 в части, позволяющей определять границы придомовой территории, исходя из границ, указанных в техническом паспорте, и на основании расчета, осуществляемого в соответствии с Приказом Госстроя от 28.12.2000 № 303, не соответствующим пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Признать подпункт "а" пункта 3.6.6; абзац 1 и подпункт 9 пункта 3.6.8; подпункт 2 пункта 3.6.8; подпункты 3, 4, 5, 8 пункта 3.6.8; подпункты 6, 7 пункта 3.6.8; пункты 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 в части, возлагающей на управляющую организацию обязанность по устройству (установке) и содержанию контейнеров и других сборников для жидких и твердых бытовых отходов, а также контейнерных площадок в соответствии с установленными данными пунктами требованиями, Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов Калининграда от 24 декабря 2008 года № 346, соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Взыскать с Городского Совета депутатов Калининграда в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ № 7" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------