Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Уставного Суда Калининградской области от 08.04.2014 N 28-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина И.Ю. Макеева о соответствии Уставу Калининградской области пункта 1 Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года N 161 "О ликвидации Большеисаковского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района", пункта 1 Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года N 162 "О ликвидации администрации Большеисаковского сельского поселения Гурьевского муниципального района"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. № 28-О

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина
И.Ю. Макеева о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области пункта 1 Решения Большеисаковского
сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 161
"О ликвидации Большеисаковского сельского Совета депутатов
Гурьевского муниципального района", пункта 1 Решения
Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря
2013 года № 162 "О ликвидации администрации
Большеисаковского сельского поселения
Гурьевского муниципального района"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина И.Ю. Макеева,
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 28 января 2014 года поступило обращение о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 161 "О ликвидации Большеисаковского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района" (далее - Решение № 161), пункта 1 Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 162 "О ликвидации администрации Большеисаковского сельского поселения Гурьевского муниципального района" (далее - Решение № 162). 11 февраля 2014 года представлены уточнение и дополнение к обращению. Заявителем по данному обращению является гражданин Макеев Игорь Юрьевич (далее - заявитель).
Оспариваемыми решениями Большеисаковского сельского Совета депутатов установлено:
- пунктом 1 Решения № 161 - ликвидировать Большеисаковский сельский Совет депутатов Гурьевского муниципального района Калининградской области;
- пунктом 1 Решения № 162 - ликвидировать администрацию Большеисаковского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области.
Заявитель считает оспариваемые акты нормативными правовыми актами представительного органа Большеисаковского сельского поселения.
Заявитель указывает, что при реализации Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 21 февраля 2013 года № 146 "Об инициативе объединения территорий поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района", а также Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 31 мая 2013 года № 172 "О правовых особенностях Закона Калининградской области "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории" были нарушены требования Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Устава Большеисаковского сельского поселения в части принятия без проведения публичных слушаний Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 29 марта 2013 года № 143 "Об одобрении инициативы Гурьевского районного Совета депутатов об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района", заблаговременного оповещения населения Большеисаковского сельского поселения о месте и времени проведения публичных слушаний по данному вопросу, получения согласия населения Большеисаковского сельского поселения по его преобразованию путем проведения голосования по вопросу об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района.
При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, пунктом 1 Решения № 161, пунктом 1 Решения № 162 нарушаются права жителей Большеисаковского сельского поселения на самостоятельное осуществление местного самоуправления в муниципальном образовании "Большеисаковское сельское поселение".
Заявитель считает, что Решения № 161, № 162 изданы Большеисаковским сельским Советом депутатов не в интересах населения, с нарушением Устава Большеисаковского сельского поселения и обязанности содействовать в непосредственном осуществлении жителями Большеисаковского сельского поселения местного самоуправления.
В обоснование своей правовой позиции, заявитель указывает на противоречие оспариваемых норм положениям Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 12, 15, 18, часть 5 статьи 76, статья 130), Федерального закона № 131-ФЗ (статья 1, часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4, часть 4 статьи 7, часть 3 статьи 13, часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 33, часть 3 статьи 34, пункт 3 части 16 статьи 35, пункт 12 части 6 статьи 36, пункт 11 части 10 статьи 37, часть 2 статьи 43), Европейской хартии местного самоуправления (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4), Уставу Большеисаковского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области (пункты 1 и 2 статьи 7, пункт 4 статьи 9, пункт 1 статьи 28).
Руководствуясь своей правовой позицией и нормами Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит Уставный Суд признать оспариваемые положения Решения № 161 и Решения № 162 не соответствующими пункту 1 статьи 1, пунктам 1 и 3 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15, пункту 1 статьи 43, статьям 56, 57, 58, 59, пункту 2 статьи 60 Устава (Основного Закона) Калининградской области и предложить Большеисаковскому сельскому Совету депутатов, Главе Большеисаковского сельского поселения приостановить действие оспариваемых правовых актов до завершения рассмотрения дела.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
При разрешении вопроса о том, является ли оспариваемый правовой акт нормативным, судебная практика руководствуется разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Согласно пункту 9 указанного Постановления существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нормативный правовой характер имеют акты общего действия, адресованные персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила (Постановление от 17 ноября 1997 года № 17-П).
В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ (абзацы первый, второй части 2 статьи 41) органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений данного Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно Уставу Большеисаковского сельского поселения (пункт 2 статьи 16, пункт 5 статьи 24) представительный орган сельского поселения - Большеисаковский сельский Совет депутатов, исполнительно-распорядительный орган сельского поселения - администрация Большеисаковского сельского поселения обладали правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
Ликвидация органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 61-64), Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статьи 20-22), Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 19.1).
Как указано в преамбуле оспариваемых Решений № 161 и № 162, данные решения приняты в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ в целях реализации положений Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории". Согласно положениям статьи 1 указанного Закона в результате объединения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории Гурьевского муниципального района входят один город и территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
По своему содержанию оспариваемые решения определяют конкретные организационно-распорядительные мероприятия, направленные на выполнение требований действующего законодательства по ликвидации органов местного самоуправления Большеисаковского сельского поселения, обладающих правами юридических лиц, рассчитаны на однократное применение, которое исчерпывается их исполнением.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Решение № 161 и Решение № 162 не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, действуют в течение определенного срока, имеют однократное применение, а следовательно, не обладают совокупностью существенных признаков нормативного правового акта, и проверка их положений, оспариваемых заявителем на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, не подведомственна Уставному Суду.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 1 статьи 41, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина И.Ю. Макеева о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 161 "О ликвидации Большеисаковского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района", пункта 1 Решения Большеисаковского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 162 "О ликвидации администрации Большеисаковского сельского поселения Гурьевского муниципального района".
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю И.Ю. Макееву уплаченной государственной пошлины.
3. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


------------------------------------------------------------------