Определение Уставного Суда Калининградской области от 21.03.2014 N 22-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Тарасовой Светланы Сергеевны о соответствии Уставу Калининградской области положений преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" и приложения к указанному Закону"
УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2014 г. № 22-О
Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки
Тарасовой Светланы Сергеевны о соответствии Уставу
(Основному Закону) Калининградской области положений
преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области
от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений,
входящих в состав Гурьевского муниципального района,
и организации местного самоуправления на объединенной
территории" и приложения к указанному Закону
Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданки С.С. Тарасовой,
заслушав доклад судьи Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,
установил:
1. В Уставный Суд 20 января 2014 года от гражданки Тарасовой Светланы Сергеевны (далее - заявитель) поступило обращение о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" (далее - Закон Калининградской области № 229) и приложения к указанному Закону.
В преамбуле Закона Калининградской области № 229 указывается, что данный Закон принят в целях реализации мнения населения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, выразившего через представительные органы муниципальных образований согласие на объединение территорий данных поселений по инициативе Гурьевского районного Совета депутатов и правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в границах общей территории Гурьевского муниципального района.
Статьей 1 указанного Закона в порядке правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в границах общей территории Гурьевского муниципального района объединены без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района территории Гурьевского городского поселения, Большеисаковского сельского поселения, Добринского сельского поселения, Кутузовского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Низовского сельского поселения, Новомосковского сельского поселения, Храбровского сельского поселения и образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района городское поселение наделено статусом городского округа.
В приложении к Закону определен перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Гурьевского городского округа.
Заявитель считает, что статья 1 Закона Калининградской области № 229 противоречит требованиям части 1 статьи 2, части 4 статьи 3, части 2 статьи 10, частей 1 и 2 статьи 11, частей 1, 3 и 7 статьи 13, части 2 статьи 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в части определения понятий сельского и городского поселения, городского округа, порядка и условий установления границ муниципальных образований и преобразования муниципальных образований и нарушает право жителей Гурьевского муниципального района на участие в осуществлении местного самоуправления.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель также ссылается на Закон Калининградской области от 10 июня 2010 года № 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области", которым установлена классификация объектов административно-территориального деления Калининградской области, утверждены текстовые и картографические описания границ объектов административно-территориального деления, в том числе Гурьевского района, города Гурьевск и сельских округов Большеисаковский, Добринский, Кутузовский, Луговской, Низовский, Новомосковский и Храбровский (статьи 7 и 8).
Заявитель кроме того указывает, что Постановлением Уставного Суда Калининградской области от 25 мая 2007 года № 1-П признан не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 года № 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа" (далее - Закон Калининградской области № 446). По мнению заявителя, принятием Закона Калининградской области № 229, который повторяет нормы Закона Калининградской области № 446, нарушены требования пункта 2 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", согласно которому юридическая сила постановления Уставного Суда о признании акта не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области не может быть преодолена повторным принятием того же акта.
Таким образом, заявитель считает, что положения преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области № 229 и приложения к указанному Закону противоречат статьям 130 и 131 Конституции Российской Федерации, пункту 3 статьи 1, пунктам 1 и 2 статьи 2, подпунктам 1, 3, 8 пункта 1, пункту 3 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15, пункту 3 статьи 43, статьям 56, 57, 58, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, федеральному законодательству и просит признать их не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. В соответствии со статьей 36 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.
Как следует из обращения, заявитель, оспаривая положения преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области № 229 и приложения к указанному Закону, фактически ставит под сомнение соблюдение требований Федерального закона № 131-ФЗ, определяющих порядок и условия установления границ и преобразования муниципальных образований, в том числе об учете мнения населения, при объединении территории Гурьевского городского поселения и семи сельских поселений и наделении образованного в результате городского поселения статусом городского округа.
Как указывает заявитель, жители Гурьевского городского поселения Гурьевского муниципального района заблаговременно не были оповещены о времени и месте публичных слушаний по вопросу объединения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, а результаты публичных слушаний по указанному вопросу с мотивированным обоснованием принятого решения и решение представительного органа Гурьевского городского поселения не были официально опубликованы. Кроме того, Гурьевский городской Совет депутатов не представил в установленном порядке в Гурьевский районный Совет депутатов согласие населения Гурьевского городского поселения на объединение муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района.
Вместе с тем выводы о соблюдении или несоблюдении требований действующего законодательства могут быть сделаны только в результате установления, исследования и оценки всего комплекса фактических обстоятельств.
В то же время, согласно положениям статьи 5 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей и при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Кроме того Уставный Суд отмечает, что Закон Калининградской области № 229 был предметом рассмотрения Калининградского областного суда и решением от 5 июля 2013 года гражданину Р.А. Доренскому, оспаривавшему положения вышеуказанного Закона в части нарушения порядка преобразования муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района, было отказано в удовлетворении заявления. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2013 года № 71-АПГ13-8 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что разрешение настоящего дела Уставному Суду неподведомственно, поскольку проверка соответствия Закона Калининградской области № 229 в данном случае связана с установлением фактических обстоятельств соблюдения требований Федерального закона № 131-ФЗ, определяющих порядок и условия установления границ и преобразования муниципальных образований. В связи с указанным обращение гражданки С.С. Тарасовой Уставным Судом не может быть принято к рассмотрению.
Уставный Суд также отмечает, что С.С. Тарасова ранее обращалась в Уставный Суд с заявлением о признании не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области № 229, ссылаясь на то, что указанным Законом не было учтено мнение населения Гурьевского муниципального района, Гурьевского городского поселения и мнение заявителя. Определением от 22 октября 2013 года № 55-О Уставный Суд отказал заявителю в принятии обращения к рассмотрению в связи с тем, что установление фактических обстоятельств о наличии либо отсутствии учета мнения населения Уставному Суду неподведомственно.
В отношении доводов заявителя о нарушении требований пункта 2 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" принятием Закона Калининградской области № 229 Уставный Суд отмечает следующее. Положения Закона Калининградской области № 229 нельзя признать идентичными Закону Калининградской области № 446, поскольку предусмотренные им предписания по своему смыслу не являются такими же, какие Постановлением Уставного Суда от 25 мая 2007 года № 1-П признаны не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области и потому утратившими силу, а следовательно отсутствуют основания для установления нарушения требований пункта 2 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5, статьями 36, 37, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Тарасовой Светланы Сергеевны о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" и приложения к указанному Закону.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю С.С. Тарасовой уплаченной государственной пошлины.
3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
------------------------------------------------------------------