Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Уставного Суда Калининградской области от 18.03.2014 N 20-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Макеева Игоря Юрьевича о соответствии Уставу Калининградской области положений преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" и приложения к указанному Закону"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. № 20-О

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина
Макеева Игоря Юрьевича о соответствии Уставу (Основному
Закону) Калининградской области положений преамбулы, статьи
1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229
"Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского
муниципального района, и организации местного самоуправления
на объединенной территории" и приложения к указанному Закону

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием заявителя - гражданина Ю.И. Макеева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению его обращения,
заслушав доклад судьи Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 17 января 2014 года от гражданина Макеева Игоря Юрьевича (далее - заявитель) поступило обращение о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" (далее - Закон Калининградской области № 229) и приложения к указанному Закону.
3 февраля 2014 года от заявителя поступило дополнение к обращению.
В преамбуле Закона Калининградской области № 229 указывается, что данный Закон принят в целях реализации мнения населения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, выразившего через представительные органы муниципальных образований согласие на объединение территорий данных поселений по инициативе Гурьевского районного Совета депутатов и правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в границах общей территории Гурьевского муниципального района.
Статьей 1 указанного Закона в границах общей территории Гурьевского муниципального района объединены без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района территории Гурьевского городского поселения, Большеисаковского сельского поселения, Добринского сельского поселения, Кутузовского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Низовского сельского поселения, Новомосковского сельского поселения, Храбровского сельского поселения и образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района городское поселение наделено статусом городского округа.
В приложении к Закону определен перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Гурьевского городского округа.
Заявитель считает, что оспариваемые им положения Закона Калининградской области № 229 противоречат требованиям части 1 статьи 2, частей 1.1 и 2 статьи 10, частей 1 и 2 статьи 11, статьи 13, пункта 4 части 3 и части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), определяющим понятия сельского и городского поселения, городского округа, порядок и условия установления границ муниципальных образований и преобразования муниципальных образований, в том числе порядок получения согласия населения преобразуемых поселений, и нарушают право жителей Гурьевского муниципального района на участие в осуществлении местного самоуправления.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель также ссылается на Закон Калининградской области от 10 июня 2010 года № 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области", которым установлена классификация объектов административно-территориального деления Калининградской области, утверждены текстовые и картографические описания границ объектов административно-территориального деления, в том числе Гурьевского района, города Гурьевск и сельских округов Большеисаковский, Добринский, Кутузовский, Луговской, Низовский, Новомосковский и Храбровский (статьи 7 и 8).
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемые им положения статьи 1 Закона Калининградской области № 229 приводят к утрате Большеисаковским сельским поселением, как и другими сельскими поселениями, входящими в состав Гурьевского муниципального района, статуса сельского поселения, что ведет к потере его населением статуса сельских жителей и утрате в связи с указанным ряда льгот, в частности мер социальной поддержки по оплате расходов на электроэнергию.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемые им положения Закона Калининградской области № 229 противоречат статьям 130 и 131 Конституции Российской Федерации, пункту 3 статьи 1, пунктам 1 и 2 статьи 2, подпунктам 1, 3, 8 пункта 1, пункту 3 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15, пункту 3 статьи 43, статьям 56, 57, 58, пункту 3 статьи 59, статье 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области и федеральному законодательству.
Заявитель просит признать положения преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области № 229 и приложения к указанному Закону не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, а также просит Уставный Суд согласно пункту 2 статьи 41 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предложить Губернатору Калининградской области и Калининградской областной Думе приостановить действие оспариваемого Закона до завершения рассмотрения дела Уставным Судом.
2. В соответствии со статьей 36 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.
В Уставный Суд обратился гражданин И.Ю. Макеев, проживающий в поселке Васильково, который ранее находился на территории муниципального образования Большеисаковское сельское поселение Гурьевского муниципального района.
Из обращения следует, что, оспаривая Закон Калининградской области № 229, заявитель фактически ставит под сомнение соблюдение требований статей 11 и 13 Федерального закона № 131-ФЗ об учете мнения населения при объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, в том числе Большеисаковского сельского поселения, и наделении образованного в связи с указанными изменениями муниципального образования статусом городского округа.
Нарушение действующего федерального законодательства заявитель усматривает в том, что жители Большеисаковского сельского поселения Гурьевского муниципального района заблаговременно не были оповещены о времени и месте публичных слушаний по вопросу объединения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, решение представительного органа Большеисаковского сельского поселения по указанному вопросу принято без проведения публичных слушаний и Большеисаковский сельский Совет депутатов не представил в установленном порядке в Гурьевский районный Совет депутатов согласие населения Большеисаковского сельского поселения на объединение муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района.
Вместе с тем выводы о соблюдении или несоблюдении требований действующего законодательства при преобразовании поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, могут быть сделаны только в результате установления, исследования и оценки всего комплекса фактических обстоятельств.
В то же время, согласно положениям статьи 5 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей и при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Кроме того Уставный Суд отмечает, что Закон Калининградской области № 229 был предметом рассмотрения Калининградского областного суда и решением от 5 июля 2013 года гражданину Р.А. Доренскому, оспаривавшему положения вышеуказанного Закона в части нарушения порядка преобразования муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района, было отказано в удовлетворении заявления. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2013 года № 71-АПГ13-8 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение заявителя Уставному Суду неподведомственно, поскольку проверка соответствия Закона Калининградской области № 229 в данном случае связана с установлением фактических обстоятельств соблюдения федерального законодательства, определяющего порядок и условия установления границ и преобразования муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 5, статьями 36, 37, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Макеева Игоря Юрьевича о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений преамбулы, статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" и приложения к указанному Закону, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Уставному Суду Калининградской области неподведомственно.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю И.Ю. Макееву уплаченной государственной пошлины.
3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


------------------------------------------------------------------