Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.01.2014 по делу N А21-7975/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 08.08.2013 N 1201 "Об организации технического обслуживания индивидуальных тепловых пунктов и иного оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу № А21-7975/2013

"20" января 2014 г. оглашена резолютивная часть решения
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи Гурьевой И.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Граф И.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "МУП ЖЭУ-29" (ОГРН 1083925037052, ИНН 3906202763) к администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790) о признании недействующим (недействительным) постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 08 августа 2013 года № 1201,
при участии:
от заявителя - Петров С.Е. по доверенности,
от заинтересованного лица - Лахонин П.И. по доверенности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "МУП ЖЭУ-29" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке глав 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация, ответчик) о признании недействующим (недействительным) постановления Администрации от 08 августа 2013 года № 1201 "Об организации технического обслуживания индивидуальных тепловых пунктов и иного оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме"; о признании всех действий должностных лиц Администрации по выполнению указанного постановления ничтожными.
Заявитель считает, что оспариваемый акт не соответствует статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по доводам заявления, уточнив, что оспариваемое постановление Общество считает нормативным правовым актом.
Представитель Администрации с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в отзыве.
Как дополнительно пояснили представители сторон, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в целях обеспечения надлежащего содержания и обслуживания индивидуальных тепловых пунктов (далее - ИТП) в интересах собственников помещений в многоквартирных домах Администрацией 08 августа 2013 года издано постановление № 1201 "Об организации технического обслуживания индивидуальных тепловых пунктов и иного оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме" (далее - постановление № 1201).
Согласно оспариваемому постановления МУП "Калининградтеплосеть" обязано в месячный срок направить лицам, уполномоченным собственниками помещений в установленном Жилищным кодексом РФ письменную информацию (предупреждение) о прекращении бездоговорного обслуживания ИТП, расположенного в соответствующем многоквартирном доме, с предложениями о сроках и процедуре осуществления передачи имеющейся на предприятии технической документации, необходимой для обеспечения технического обслуживания ИТП; - перечень мероприятий, которые необходимо провести в целях обеспечения надлежащего функционирования ИТП, в том числе мероприятий, предусмотренных статьей 12 ФЗ № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (пункт 1).
МУП "Калининградтеплосеть" обязано в срок до 30.08.2013 направить в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа ГО "Город Калининград" согласованные с комитетом городского хозяйства администрации городского округа ГО "Город Калининград" предложения об исключении ИТП из состава закрепленного за администрации городского округа ГО "Город Калининград" имущества.
Согласно пункту 2 комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа ГО "Город Калининград" на основании согласованных с комитетом городского хозяйства администрации городского округа ГО "Город Калининград" предложений МУП "Калининградтеплосеть" в установленном порядке исключить ИТП из состава закрепленного за МУП "Калининградтеплосеть" имущества из реестра объектов муниципальной собственности (пункт 1.2.).
Комитету городского хозяйства администрации городского округа ГО "Город Калининград" совместно с управлением по связям с общественностью и средствам массовой информации администрации городского округа ГО "Город Калининград" обеспечить информационное сопровождение мероприятий, предусмотренных п. 1 настоящего постановления, совместно с комитетом экономики финансов и контроля администрации городского округа ГО "Город Калининград" предусмотреть в составе долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов" на 2014 год и последующие годы софинансирование работ по капитальному ремонту ИТП (пункт 3).
Согласно пункту 4 постановления признано считать утратившим силу постановление администрации городского округа ГО "Город Калининград" от 18.05.2011 № 822 "О мероприятиях по документальному оформлению передачи индивидуальных тепловых пунктов и иного оборудования, предназначенного для предоставления потребителям многоквартирных домов коммунальных услуг отопления и (или) горячего водоснабжения, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "Город Калининград".
Управлению организации документооборота администрации городского округа ГО "Город Калининград" обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Гражданин" и на официальном сайте администрации городского округа ГО "Город Калининград" в сети Интернет (пункт 5).
Согласно пункту 6 контроль за исполнение настоящего постановления возложен на заместителя главы администрации, председателя комитете городского хозяйства администрации городского округа ГО "Город Калининград".
Заявитель полагает, что указанным постановлением с нарушением требований закона произведено отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, и включение этого имущества в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме с возложением на них дополнительных расходов. При этом собственники помещений в многоквартирных домах решения о принятии ИТП в состав общего имущества не принимали.
Суд признает ошибочной позицию заявителя об отнесении оспариваемого постановления к нормативным правовым актам.
По правилам главы 23 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Понятию "нормативный правовой акт" дано толкование в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление № 48), в пункте 9 которого определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие:
- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,
- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Независимо от наименования оспариваемого акта (за исключением акта, принятого в форме закона) необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Оспариваемое постановление распространяется на определенный круг субъектов правового регулирования, а именно МУП "Калининградтеплосеть", правовые нормы указанного постановления рассчитаны на однократное применение, срок действия ограничен определенными временными рамками.
При таких обстоятельствах оснований для отнесения оспариваемого правового акта к нормативным актам не имеется, дело рассмотрено единоличным составом суда по правилам главы 24 АПК РФ.
При этом, суд основывается на положениях пункта 6.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", в соответствии с которым, если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт содержит положения ненормативного (индивидуального) характера и дело об оспаривании такого акта отнесено к его подсудности, то он продолжает рассмотрение дела об оспаривании такого акта в порядке главы 24 АПК РФ в том же составе суда (часть 2 статьи 18 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Статьей 47 Устава городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257, установлена компетенция администрации городского округа в отношении ее полномочий, в частности:
в области управления муниципальной собственностью (п/п 1, 3, 7, 8 и 11 п. 2 соответственно):
- владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в рамках компетенции, установленной законодательством, Уставом и нормативными актами городского Совета депутатов;
- управлять муниципальной собственностью, решать вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности в порядке, установленном законодательством, Уставом и нормативными актами городского Совета депутатов. Вести учет и реестр объектов муниципальной собственности;
- осуществлять права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города;
производить закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями;
- устанавливать порядок пользования объектами муниципальной собственности на территории города предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами;
в области жилищных отношений (п/п 10 и 15 п. 3 соответственно):
- обеспечивать содержание и развитие объектов инженерной, инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
- устанавливать порядок эксплуатации объектов энергетического хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;
в области коммунального, бытового и торгового обслуживания, благоустройства (п/п 1, 13 и 27 п. 4 соответственно):
- организовывать в границах города теплоснабжение населения;
- принимать решения и выдавать предписания в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
осуществлять полномочия по организации теплоснабжения потребителей на территории городского округа, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении".
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов.
Оспариваемым ненормативным правовым актом не затрагивается деятельность управляющих организаций.
Указание в п. 1 оспариваемого постановления МУП "Калининградтеплосеть" о направлении уполномоченным лицам соответствующей информации не является распоряжением о прекращении обслуживания индивидуальных тепловых пунктов за счет собственных средств. Непосредственно МУП "Калининградтеплосеть", как самостоятельный хозяйствующий субъект, принимает такое решение и осуществляет действия по заключению договоров.
Пунктом 2 оспариваемого постановления Комитету муниципального имущества, являющемся структурным подразделением Администрации, поручено исключить из реестра объектов муниципальной собственности индивидуальные тепловые пункты, которые в силу закона с 01 марта 2005 года уже не относятся к муниципальной собственности, вне зависимости от их включения в реестр муниципальной собственности или их нахождения на балансе иного лица.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Конкретный состав общего имущества определен в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". В п/п "ж" п. 2 данных Правил указано, что в состав общего имущества включаются, в частности, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, индивидуальные тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества многоквартирного дома и принадлежат собственникам помещений в этом доме в силу закона.
Данный вывод подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" из п. 2 и 3 которого следует, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр), а также Постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в п. 36 которого указано, что факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных домах, входят в "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление соответствует приведенным нормам законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "МУП ЖЭУ-29" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно не возлагают на общество никакую обязанность и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Оснований для удовлетворения требований не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления ООО "МУП ЖЭУ-29" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.


------------------------------------------------------------------